СОМАТИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (д.б.н., проф. М.А. Негашева)
Курс позволяет получить базовые знания по изучению влияния различных факторов на формирование морфологической конституции человека, изучению основных тенденций совместной изменчивости признаков, относящихся к различным системам организма (соматические, функциональные, психологические и др. аспекты), и закономерностей проявления межсистемных связей в структуре общей конституции человека.
Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с влиянием различных факторов на формирование морфологической конституции человека, знакомство с основными тенденциями совместной изменчивости признаков, относящихся к различным системам организма (соматические, функциональные, психологические и др. аспекты), и закономерностями проявления межсистемных связей в структуре общей конституции человека.
Задачи дисциплины:
1. ознакомление обучающихся с необходимостью комплексного морфофункционального подхода в решении основных проблем возрастной и конституциональной антропологии;
2. знакомство обучающихся с общей характеристикой и периодизацией постнатального онтогенеза человека, с градиентами роста и основными факторами, влияющими на процессы роста и развития человека;
3. ознакомление обучающихся с понятием биологического возраста и основными морфологическими, физиологическими и биохимическими критериями биологического возраста; определение биологического возраста в период роста и при старении;
4. знакомство обучающихся с морфологической конституцией человека, основными координатами телосложения, схемами телосложения различных авторов;
5. формирование представлений о функциональной конституции и биохимической индивидуальности, о внутри- и межгрупповой изменчивости биохимических признаков, о типах распределения биохимических признаков, использующихся в конституциональной антропологии;
6. ознакомление обучающихся с проблемами взаимоотношений морфологической и функциональной конституции человека, проблемами связи конституции с психологическими характеристиками; психосоматические схемы;
7. формирование представлений о физическом развитии человека («санитарной конституции»).