Описание кафедральных курсов


КРАНИОМЕТРИЯ (к.б.н., доцент С.В. Дробышевский)

Курс позволяет получить базовые знания основ краниометрии и их приложений в антропологии. Рассмотрены вопросы методики краниометрических измерений, описаний и исследований, методов реконструкции черепа и лица по черепу.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать теорию и методики работы с краниологическим материалом, представляющим собой основной источник палеоантропологической информации.

Задачи дисциплины:
1) ознакомление студентов с основными принципами работы с ископаемым краниологическим материалом;
2) формирование устойчивых знаний относительно необходимости учета возрастной специфики выборки;
3) создание представлений о различиях в уровне полового диморфизма в отдельных палеопопуляциях;
4) формирование представлений о необходимости применения межгруппового масштаба сопоставлений при оценке описательных признаков;
5) освоение студентами методики краниометрии и краниоскопии;
6) освоение слушателями методов первичной статистической обработки данных и представления их в табличном виде для научной публикации.


МОРФОЛОГИЯ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА (к.б.н., доцент И.А. Славолюбова)

Курс позволяет получить базовые знания о морфологической изменчивости скелета человека и ее использования в антропологии. Рассмотрены тенденции эволюционных преобразований и основные аспекты возрастно-половых и конституциональных, вариаций скелета человека.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные закономерности и аспекты изменчивости скелета человека на индивидуальном и групповом уровнях.

Задачи дисциплины:
1) знакомство студентов с предметом, основными терминами, направлениями изучения морфологии скелета человека и областями применения данных по этому разделу антропологии;
2) получение базовых знаний о формировании скелета в онтогенезе и факторах, влияющих на рост, развитие, строение и старение костей;
3) формирование представлений об изменениях скелета в антропогенезе;
4) получение знаний о важнейших аспектах изменчивости скелета человека в антропологии: индивидуальном, возрастном, половом, конституциональном, профессиональном, медико-биологическом, популяционно-экологическом, расовом и эволюционном;
5) освоение студентами приемов измерения и описания костей человека, определения основных индивидуальных характеристик по скелету, а также формирование навыков первичной обработки материала и оформления результатов.


АНТРОПОМЕТРИЯ (д.б.н., проф. М.А. Негашева, к.б.н., доцент И.М. Синева)

Курс позволяет получить базовые знания по основным методам антропометрических исследований, организации массовых антропометрических обследований в детских и взрослых коллективах, а также по применению антропометрических методов в различных областях науки и практики.

Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с основными методами антропометрических исследований, организацией массовых антропометрических обследований в детских и взрослых коллективах, а также о применении антропометрических методов в различных областях науки и практики: педиатрии, социальной гигиене, физиологии, профилактической и клинической медицине, спортивной морфологии, соматопсихологии, судебно-медицинской экспертизе, технологии обувной и швейной промышленности, эргономической антропологии, пластической анатомии для художников, этнической антропологии и др.

Задачи дисциплины:
1) ознакомление обучающихся с подготовкой и организацией антропометрических исследований;
2) знакомство обучающихся с антропометрическими инструментами и правилами работы с ними;
3) приобретение практических навыков по определению и фиксации антропометрических точек на голове, на туловище и конечностях;
4) формирование практических навыков по измерению головы и лица; продольных и поперечных скелетных размеров на туловище и конечностях; обхватных размеров туловища и конечностей; подкожных жировых складок с помощью калиперометрии и биоимпедансного анализатора;
5) знакомство обучающихся с описательными (антропоскопическими) признаками: описание формы грудной клетки и живота, формы спины, положение осей ног;
6) приобретение практических навыков по определению особенностей осанки;
7) формирование практических навыков по определению конституциональных типов у взрослых (мужчин и женщин) и детей.


ГЕНОГЕОГРАФИЯ  (д.б.н., проф. РАН О.П. Балановский)

Курс позволяет получить базовые знания о генофондах популяций человека, о методах изучения их географической структуры, а также базовой информации о генофондах ключевых популяций мира и России; в результате прохождения данной дисциплины студенты осваивают базовые методы экспериментальной работы с образцами ДНК человека.

Целью изучения дисциплины является получение теоретических знаний о генофондах популяций человека, о методах изучения их географической структуры, а также базовой информации о генофондах ключевых популяций России и мира.

Задачи дисциплины:
1) понимание основных принципов соотношения популяции и этноса, гуманитарного и естественнонаучного знания о популяциях человека, факторов стабильности и динамики генофондов;
2) знакомство с картографическим подходом к изучению структуры генофонда;
3) изучение спектра остальных методов описания генофондов и примеров их применения к конкретным группам народонаселения;
4) освоение базовых методов экспериментальной работы с образцами ДНК человека;
5) освоение базовых методов анализа популяционно-генетических данных;
6) знакомство с дизайном научного исследования на примере изучения конкретной популяции.


ОСНОВЫ ГОРМОНАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ (д.б.н., проф. Л.В. Бец)

Курс позволяет получить базовые представления о механизмах и закономерностях гормональной регуляции функций эндокринных желез в процессе онтогенетического развития человека. Рассмотрены вопросы классификации эндокринных желез и гормонов, механизмов действия гормональных факторов на функции организма человека, методов исследования содержания гормонов в биологических жидкостях.

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с базовыми представлениями и закономерностями гормональной регуляции функций эндокринных желез в процессе онтогенетического развития человека.

Задачи дисциплины:
1. знакомство обучающихся с предметом гормональной антропологии, ее терминологическим аппаратом, основными понятиями;
2. знакомство обучающихся с механизмами гормональной регуляции, современной классификацией эндокринной системы, терминологией и новейшими методами исследований содержания гормонов в биологических жидкостях;
3. формирование представлений об особенностях нейрогормональной регуляции важнейших функций организма, объясняющихся ключевой ролью гормонов в процессах роста и развития, их мощном воздействии на обмен веществ – основу жизнедеятельности организма, генетическом контроле, адаптации к факторам среды и возрастающей эффективностью реализации достижений гормональных исследований на практике.


ЭТНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (к.б.н., доцент С.В. Дробышевский)

Курс позволяет получить базовые знания основ расоведения и их приложений в антропологии. Рассмотрены вопросы методики расоведческих исследований, основные этапы истории человеческих популяций, человеческие расы и их особенности.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать цели, задачи, проблемы и методы современной этнической антропологии, а также владеть современными представлениями о закономерностях развития человеческих популяций, быть знакомым с основными представлениями о морфологическом и географическом разнообразии современного человечества, эволюционными факторами, определившими это разнообразие, и процессами этногенеза.

Задачи дисциплины:
1. знакомство обучающихся с предметом, основными терминами, методами изучения современных и древних групп человека;
2. знакомство обучающихся с основными этапами эволюции человека современного вида;
3. формирование представлений о видовом единстве человечества и эволюционном равенстве человеческих рас;
4. формирование представлений о существующих гипотезах о происхождении рас.


АНТРОПОГЕНЕЗ (д.б.н., проф. В.Ю. Бахолдина)

Курс позволяет получить базовые знания в области эволюционной антропологии, или антропогенеза. В курсе рассматриваются основные положения современной концепции биологической эволюции человека и формируются представления об основных этапах эволюции вида Homo sapiens.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен сформировать устойчивые представления об основных концепциях современной эволюционной антропологии и об их динамике в процессе развития науки о человеке.

Задачи дисциплины:
1) формирование у студентов представления об основных этапах эволюции вида Homo sapiens;
2) создание системы понятий о биологическом единстве человека с остальным животным миром;
3) формирование представления о высокой степени полиморфизма, характерной для всех этапов становления человеческого вида;
4) анализ факторов и различных аспектов эволюции Homo sapiens;
5) ознакомление слушателей с изменениями, которые претерпела концепция эволюции человека на протяжении последних десятилетий.
Курс рассчитан на 2 семестра


БИОМЕТРИЯ (к.б.н., ст. преподаватель Н.Н. Гончарова)

Курс позволяет получить базовые знания по теоретическим основам многомерного статистического анализа, началам матричной алгебры, формирует понятийный аппарат и способность критически осмысливать результаты статистических анализов.

Целью изучения дисциплины «Биометрия» является ознакомление обучающихся с современными способами обработки массивов данных с применением современных вычислительных методов матричной алгебры.

Задачи дисциплины:
1) знакомство студентов с основными терминами и понятиями математической статистики;
2) формирование навыков самостоятельного выбора статистического инструментария.
3) знакомство обучающихся с основными терминами и понятиями матричной алгебры;
4) освоение математического аппарата многомерной статистики;
5) формирование навыков самостоятельного выбора многомерных статистических методов анализа;
6) знакомство с наиболее распространенными пакетами прикладных статистических программ для ПК.


ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ (к.б.н., с.н.с. С.Б. Боруцкая)

Курс позволяет получить базовые знания основ палеоантропологических исследований и их приложений в антропологии. Рассмотрены вопросы остеометрии, остеоскопии, краниологии, палеодемографии и основ палеопатологии в исследовании групп древних людей.

Целью изучения дисциплины «Палеоантропология» является ознакомление обучающихся с основными принципами, последовательностями, методиками изучения палеоантропологического материала.

Задачи дисциплины:
1. знакомство обучающихся с предметом и основными терминами Палеоантропологии;
2. знакомство обучающихся с подходами к исследованию палеоантропологического материала, его фиксации, первичной обработке, правилами хранения;
3. формирование представлений о демографических, остеологических, остеоскопических, краниологических, палеопатологических характеристиках древних людей;
4. формирование представлений о принципах палеоантропологических реконструкций.


ОБЩАЯ АРХЕОЛОГИЯ (к.б.н., доцент С.В. Дробышевский)

Курс позволяет получить базовые знания основ археологии и их приложений в антропологии. Рассмотрены вопросы методики археологических исследований, методов реконструкции истории материальной культуры и человеческого общества, основные этапы истории человечества, ключевые археологические культуры и их особенности.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать цели, задачи, проблемы и методы современной археологии, а также владеть современными представлениями о закономерностях исторического развития.

Задачи дисциплины:
1) знакомство обучающихся с предметом современной археологии, ее терминологическим аппаратом, основными понятиями;
2) ознакомление с методикой и методологией археологических исследований;
3) формирование представлений о разнообразии древних культур и цивилизаций, их хронологической и географической изменчивостью и преемственностью;
4) умение использовать полученные базовые знания.


ОБЩАЯ ЭТНОГРАФИЯ (кафедра этнологии исторического факультета МГУ)

Курс позволяет получить базовые знания основ этнографии и их приложений в антропологии. Рассмотрены современные представления о закономерностях культурного развития и взаимовлияния различных этносов и народов.

Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с основными законами и представлениями современной этнографии, а также современными представлениями о закономерностях культурного развития и взаимовлияния различных этносов и народов.

Задачи дисциплины:
1) знакомство обучающихся с предметом современной этнографии, ее терминологическим аппаратом, основными понятиями;
2) ознакомление с методикой и методологией этнографических исследований;
3) формирование представлений о разнообразии современных культур и цивилизаций, их хронологической и географической изменчивостью, преемственностью и взаимовляниями.


КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБРАБОТКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ (к.б.н., ст. преподаватель Н.Н. Гончарова)

Курс позволяет получить базовые навыки работы со стандартными пакетами программ обработки данных, такими как “Statistica” SPSS и др.

Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с наиболее распространенными пакетами прикладных статистических программ для ПК

Задачи дисциплины:
1) формирование устойчивого навыка работы с прикладными пакетами программ статистической обработки данных,
2) формирование умения выбирать адекватные методы для извлечения информации из массивов данных;
3) формирование навыка интерпретации результатов статистического анализа и умения использовать средства визуализации цифровой информации


СОМАТИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (д.б.н., проф. М.А. Негашева)

Курс позволяет получить базовые знания по изучению влияния различных факторов на формирование морфологической конституции человека, изучению основных тенденций совместной изменчивости признаков, относящихся к различным системам организма (соматические, функциональные, психологические и др. аспекты), и закономерностей проявления межсистемных связей в структуре общей конституции человека.

Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с влиянием различных факторов на формирование морфологической конституции человека, знакомство с основными тенденциями совместной изменчивости признаков, относящихся к различным системам организма (соматические, функциональные, психологические и др. аспекты), и закономерностями проявления межсистемных связей в структуре общей конституции человека.

Задачи дисциплины:
1. ознакомление обучающихся с необходимостью комплексного морфофункционального подхода в решении основных проблем возрастной и конституциональной антропологии;
2. знакомство обучающихся с общей характеристикой и периодизацией постнатального онтогенеза человека, с градиентами роста и основными факторами, влияющими на процессы роста и развития человека;
3. ознакомление обучающихся с понятием биологического возраста и основными морфологическими, физиологическими и биохимическими критериями биологического возраста; определение биологического возраста в период роста и при старении;
4. знакомство обучающихся с морфологической конституцией человека, основными координатами телосложения, схемами телосложения различных авторов;
5. формирование представлений о функциональной конституции и биохимической индивидуальности, о внутри- и межгрупповой изменчивости биохимических признаков, о типах распределения биохимических признаков, использующихся в конституциональной антропологии;
6. ознакомление обучающихся с проблемами взаимоотношений морфологической и функциональной конституции человека, проблемами связи конституции с психологическими характеристиками; психосоматические схемы;
7. формирование представлений о физическом развитии человека («санитарной конституции»).


МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (д.б.н., проф. М.А. Негашева)

Курс позволяет получить базовые знания о форме и строении тела человека, закономерностях изменчивости физической организации человека во времени и в пространстве, влиянии различных факторов на формирование телосложения человека, разных подходах к оценке особенностей телосложения, интегральных аспектах общей конституции человека.

Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с наукой о форме и строении тела человека, с закономерностями изменчивости физической организации человека во времени и в пространстве, с влиянием различных факторов на формирование телосложения человека, разными подходами к оценке особенностей телосложения, с интегральными аспектами общей конституции человека.

Задачи дисциплины:
1) ознакомление обучающихся с морфологическим признаками, определяющими особенности внешнего строения тела человека, и правилами их измерения с использованием современных антропометрических инструментов;
2) ознакомление обучающихся с внутригрупповыми вариациями, возрастными изменениями и межгрупповой изменчивостью таких морфологических свойств как: тотальные размеры тела, пропорции телосложения (пропорции скелета), жироотложение и др.;
3) знакомство обучающихся с понятием морфологической конституции человека, основными координатами телосложения и факторами, влияющими на формирование особенностей телосложения;
4) знакомство обучающихся со схемами телосложения различных авторов;
5) ознакомление обучающихся с классическими и новыми современными методами изучения компонентного состава тела человека;
6) ознакомление обучающихся с интегральными аспектами общей конституции человека: проблемами взаимоотношений морфологической и функциональной конституции человека, проблемами связи телосложения с психологическими характеристиками (психосоматические схемы).


ПОПУЛЯЦИОННАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (д.б.н., в.н.с. А.А. Мовсесян)

Курс позволяет получить базовые знания основ популяционной и медицинской генетики человека и их приложений в антропологии. Рассмотрены основные законы и представления популяционной и медицинской генетики, вопросы структурной организации популяций, генетические процессы в связи с этнической историей и демографией населения.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть основными терминами и положениями популяционной и медицинской генетики; знать особенности генетики популяций человека, основные направления развития, основные понятия и концепции этой дисциплины; подходы и методы генетико-демографического изучения населения в контексте исторических, антропологических, популяционно-генетических, графоаналитических, картографических, социологических и математических возможностей.

Задачи дисциплины:
1. формирование представлений о микроэволюционных процессах в популяциях;
2. получение базовых знаний о характере действия на популяцию основных факторов эволюции: естественного отбора, мутаций, миграций, инбридинга, дрейфа генов;
3. получение базовых теоретических знаний в области генетики популяций человека;
4. умение использовать полученные базовые знания.


ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ В ПОПУЛЯЦИЯХ ЧЕЛОВЕКА (д.б.н., в.н.с. А.А. Мовсесян)

Курс позволяет получить базовые знания основ популяционной генетики и фенетики, потенциала нормального биохимического и иммунологического полиморфизма человека и их приложений. Рассмотрены вопросы структурной организации генетической информации: генетические маркеры – наследственные признаки, свидетельствующие о генотипе человека.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть системно-фундаментальными знаниями о генетическом полиморфизме человека, современными концепциями в области изучения генетических маркеров человека, а также основными представлениями о фенетических признаках и их применении в современной антропологии.

Задачи дисциплины:
1. получение базовых теоретических знаний в области возможностей генетических маркеров – наследственых признаков в популяциях человека;
2. получение базовых теоретических знаний в области популяционной фенетики;
3. формирование представлений о фенетической изменчивости современных популяций;
4. умение использовать полученные базовые знания.


ДЕРМАТОГЛИФИКА (к.б.н., доцент И.А. Славолюбова)

Курс позволяет получить базовые знания о дерматоглифических исследованиях и их приложении в антропологии. Рассмотрены вопросы онтогенеза и филогенеза папиллярной кожи, индивидуальной и групповой изменчивости дерматоглифических характеристик, применения данных дерматоглифики в этнической антропологии и расоведении.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные закономерности изменчивости рельефа папиллярной кожи человека в индивидуальном, популяционном, эволюционном и сравнительно-анатомическом аспектах.

Задачи дисциплины:
1) знакомство студентов с предметом, основными направлениями современной дерматоглифики и областями ее применения;
2) получение знаний о формировании дерматоглифических признаков в онто- и филогенезе;
3) получение знаний о половых и билатеральных различиях в распределении папиллярных узоров,
4) получение знаний о корреляциях элементов кожного рельефа, специфических особенностях ключевых признаков дерматоглифики;
5) формирование представлений о дерматоглифике как о системе маркеров родства популяций человека и о дивергенции по признакам дерматоглифики на разных таксономических уровнях;
6) формирование студентами навыков использования полученных знаний на практике.

Designed with Mobirise - Find more