Учебные курсы магистров


СПЕЦГЛАВЫ АНТРОПОГЕНЕЗА (д.б.н., проф. В.Ю. Бахолдина)

Курс позволяет обеспечить освоение студентами способности ориентироваться в современных данных по эволюционной антропологии, опираясь на теоретическую базу гипотез и теорий о происхождении человека, разработанных к настоящему времени в отечественной и зарубежной науке.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен сформировать устойчивые представления об основных концепциях современной эволюционной антропологии и об их динамике в процессе развития науки о человеке.

Задачи дисциплины:
1. формирование у слушателей целостного представления об истории развития эволюционной антропологии;
2. создание у студентов представления об основных направлениях, методах и подходах в изучении проблем современной эволюционной антропологии;
3. знакомство студентов с публикациями последних лет по проблемам отдельных этапов человеческой эволюции;
4. формирование умения адекватно применять полученные знания; критически разбирать и оценивать новые научные публикации в контексте базовых представлений по эволюционной антропологии.


ВОЗРАСТНАЯ И ПОПУЛЯЦИОННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (РАЗДЕЛ АУКСОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА) (д.б.н., проф. Е.З. Година)

Курс позволяет получить знания о процессах роста и развития человека и влияющих на них факторах. Рассмотрены вопросы периодизации постнатального онтогенеза человека, особенностей онтогенеза человека на разных этапах его биосоциального развития, методов исследований в ауксологии.

Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с основными понятиями ауксологии как одного из разделов возрастной антропологии, с теорией и практикой ростовых исследований, использованием их результатов в прикладных целях – в первую очередь, для мониторинга состояния физического развития подрастающего поколения в связи с потребностями здравоохранения, школьной гигиены, физической культуры и спорта и т.д.

Задачи дисциплины:
1. знакомство обучающихся с предметом, основными терминами и понятиями, методами изучения процессов роста;
2. знакомство обучающихся с закономерностями ростовых процессов, влияющими на них факторами, современными тенденциями роста и развития детей и подростков;
3. формирование представлений о процессах роста и развития человека в русле общих антропологических знаний, об отличительных особенностях онтогенеза человека, этнической вариабельности ростовых характеристик.


МОЛЕКУЛЯРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (РАЗДЕЛ ЦЕРЕБРОЛОГИЯ) (д.б.н., проф. Л.В. Бец)

Курс позволяет получить базовые представления о фундаментальных законах строения и функционирования спинного и головного мозга человека в эволюции и онтогенезе. Рассмотрены вопросы структурной организации головного и спинного мозга человека и периферической нервной системы, строения и принципов функционирования нейронов, ультраструктуры нервной ткани.

Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с фундаментальными законами и представлениями о строении и функционировании спинного и головного мозга человека в эволюции и онтогенезе.

Задачи дисциплины:
1. знакомство обучающихся с основными структурно-функциональными особенностями нервной ткани, основной терминологией и современными классификациями нервных клеток;
2. формирование представлений о функциональных возможностях деятельности головного и спинного мозга.


ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (д.б.н., проф. М.А. Негашева, к.б.н., с.н.с. С.Н. Зимина)

Курс позволяет получить знания об экологии человека в ее биологическом аспекте. Рассмотрены вопросы причин, механизмов формирования и проявления адаптивных и акклиматизационных изменений тела человека в различных условиях окружающей среды.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные понятия, задачи и закономерности современной экологии человека, включая закономерности и механизмы биологической адаптации человека к изменениям условий среды, различные уровни адаптации, закономерности пространственной изменчивости, морфологических, физиологических и генетических признаков, а также основные варианты адаптивных типов в популяции человека.

Задачи дисциплины:
1. получение базовых теоретических знаний в области экологии человека – о предмете, основных терминах и определениях, методах получения и анализа данных по адаптивным признакам;
2. получение знаний о фундаментальных и прикладных аспектах антропоэкологии;
3. получение знаний о влиянии урбанизации на популяции человека;
4. формирование представлений об основных закономерностях изменчивости некоторых морфологических, физиологических и генетических показателей, а также их взаимозависимости;
5. приобретение знаний о питании как факторе приспособленности человека к среде обитания.


УЧЕНИЕ ОБ АДАПТИВНЫХ ТИПАХ ЧЕЛОВЕКА (д.б.н., проф. М.А. Негашева)

Курс позволяет получить знания о закономерностях пространственной изменчивости морфологических и функциональных признаков у человека. Рассмотрены принципы построения учения об адаптивных типах, характеристика морфофизиологических особенностей арктического, пустынного, континентального, высокогорного, аридного и других адаптивных типов, современные представления о влиянии урбанизации на популяции человека.

Целью изучения данной дисциплины является ознакомление обучающихся с основными понятиями, представлениями, механизмами и закономерностями биологической и социальной адаптации человека к изменениям условий среды: с различными уровнями адаптации, закономерностями пространственной изменчивости морфологических и физиологических признаков, а также основными вариантами адаптивных типов у популяций, живущих в одной и той же экологической нише.

Задачи дисциплины:
1. ознакомление обучающихся с различными значениями термина «адаптация» в биологии, антропологии, медицине и других научных направлениях; формирование представлений об адаптации и акклиматизации;
2. ознакомление обучающихся с основными закономерностями пространственной изменчивости морфологических и физиологических признаков у человека;
3. знакомство с учением об адаптивных типах человека;
4. характеристика морфофизиологических особенностей арктического, пустынного, континентального, высокогорного, аридного и др. адаптивных типов;
5. рассмотрение питания как одного из факторов приспособленности человеческих популяций к среде обитания;
6. рассмотрение влияния урбанизации на популяции человека.


ПАЛЕОПАТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (д.и.н., зав. каф. антропологии А.П. Бужилова)

Курс позволяет студентам получить возможность ознакомиться с областью биологии, изучающей проявление измененной или нарушенной жизнедеятельности на ископаемых останках человека. Развитие аномалий и системных заболеваний костной и зубной системы рассматривается в эволюционном ключе с учетом фундаментальных аспектов адаптации биологического вида к разным факторам среды.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление о норме и патологических отклонениях костной и зубной системы ископаемого человека на разных этапах онтогенеза.

Задачи дисциплины:
1. получение базовых теоретических знаний в области биологии человека;
2. владение методами морфологии, гистологии и рентгенологии для оценки нормы развития костной и зубной системы на разных этапах онтогенеза;
3. умение использовать полученные базовые знания в профессиональной и научной деятельности антрополога.


ПАЛЕОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (д.и.н., зав. каф. антропологии А.П. Бужилова)

Курс позволяет студентам овладеть синтетическим подходом в анализе данных археологии, археозоологии, палеоклиматологии и физической антропологии, также теории физиологического стресса и антропоэкологии для изучения биологической адаптации человека в определенных климатических, ландшафтных и социальных условиях бытования древних культур.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление о динамике различных адаптивных процессов биологического вида Homo sapiens на протяжении истории его становления и развития.

Задачи дисциплины:
1. получение базовых теоретических знаний в области биологии человека;
2. формирование представлений о демографии человеческих популяций, диете – как элементе социокультурного развития общества;
3. об общей палеопатологии человека, экологических подходах к изучению заболеваний в древности;
4. применению знаний в археологических реконструкциях, позволяющих описывать образ жизни древних людей;
5. умение использовать полученные базовые знания для интеграции широкого круга проблем, включая биологические, экологические, демографические и др., в региональном и континентальном масштабах.


ОДОНТОЛОГИЯ (к.и.н., н.с. Н.В. Харламова, Центр физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН)

Курс позволяет получить базовые знания о строении зубов, генетической детерминированности одонтологических признаков, их информативности для систематики в антропологии и палеонтологии. Рассмотрены вопросы возможности использования одонтологических признаков в практике судебно-медицинской экспертизы для идентификации личности по скелетированным останкам.

Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с основными законами и представлениями в области морфологии зубочелюстной системы как фундаментального направления исследований в современной физической антропологии.

Задачи дисциплины:
1. знакомство обучающихся с предметом, основными терминами, принципами одонтологии;
2. формирование комплекса представлений о морфологических особенностях зубов как системе закономерностей в областях эмбриогнеза, морфогнеза, филогенеза, патогенеза, нормальной анатомии, расового анализа, этногенеза;
3. ознакомление с природой одонтологических признаков, их территориальных, диахронных и синхронных вариациях;
4. изучение вариантов «архаичных» и «прогрессивных» компонентов в структуре одонтологических типов, представлений о таких основополагающих понятиях как одонтологический тип, редукционные комплексы, мозаичные комбинации, и способах их фиксирования, изучения, диагностики и анализа;
5. формирование представлений о полном одонтологическом анализе материала по макроодонтологическим, микроодонтологическим (одонтоглифическим) характеристикам строения зубной системы человека;
6. формирование представлений об индивидуальной, половой и других типах изменчивости, взаимоотношениях разных морфологических элементов отдельных зубов и закономерностях коррелятивной зависимости размеров и структуры зубов между собой;
7. формирование навыков и приемов исследования ископаемых материалов для изучения разных расовых групп современного населения и выявления дифференцирующих одонтологических маркеров с целью решения ряда этногнетических задач и построения наиболее адекватной одонтологической классификации как одного из результатов отображения антропологического разнообразия;
8. знакомство студентов с основными теоретическими и методическими подходами в обосновании выбора материалов исследования, аргументирования актуальной проблематики, построения соответствующих методологических моделей в данной области.


ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВЫХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (к.б.н., доцент С.В. Дробышевский)

Курс позволяет получить знания, необходимые для организации и проведения полевого исследования. Рассмотрены вопросы подготовки к проведению антропологического исследования, организации рабочего пространства, обеспечения сохранности первичных данных и другие.

Целью изучения дисциплины является формирование четких представлений о полевых антропологических исследованиях и базовых навыков организации и проведения антропологических экспедиций.

Задачи дисциплины:
1. познакомить слушателей с основными методами сбора информации;
2. сформировать представление о планировании эмпирических антропологических исследований;
3. дать базовые практические навыки организации и проведения полевых исследований.


МОЛЕКУЛЯРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Автор-составитель: д.б.н., в.н.с. А.А. Мовсесян
Курс позволяет получить базовые знания основ молекулярной антропологии.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности молекулярных методов исследования в современной антропологии и генетике.

Задачи дисциплины:
1. получение базовых теоретических знаний в области молекулярной антропологии – о структуре и функциях нуклеиновых кислот, основных молекулярно-генетических маркерах;
2. формирование представлений о генетической изменчивости современных популяций человека на молекулярном уровне.


ПРИКЛАДНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (РАЗДЕЛ ОБРАБОТКА БИОМЕТРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ) (к.б.н., ст. преподаватель Н.Н. Гончарова)

Курс позволяет получить базовые знания в области применения статистических методов в прикладных и фундаментальных исследованиях морфологии человека.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины происходит ознакомление обучающихся с основными закономерностями распределений антропологических признаков, их характеристиками, статистическими критериями сравнения выборочных значений, оцениванием параметров генеральной совокупности по выборочным значениям, закономерностями совместной изменчивости двух и более признаков.

Задачи дисциплины:
1. знакомство обучающихся с основными терминами и понятиями математической статистики;
2. формирование навыков самостоятельного выбора статистического инструментария в прикладных исследованиях (эргономика и стандартизация).


МОРФОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ ПРИМАТОВ (к.б.н., с.н.с. С.Б. Боруцкая)

Курс позволяет получить базовые знания основ эволюционной антропологии и их приложений в антропологии. Рассмотрены вопросы систематики, этологии и морфологии современных приматов в русле исследования различных аспектов антропосоциогенеза.

Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с основными закономерностями изменчивости разных систем органов современных приматов в связи с экологическими условиями обитания и локомоцией, с основными аспектами поведения современных приматов, принципами экстраполяции особенностей поведения современных видов на этапы приматогенеза и на ранние стадии антропогенеза.

Задачи дисциплины:
1. подробное знакомство с систематикой приматов, характеристикой различных родов приматов, с основными принципами и подходами в изучении поведения приматов, вкладом зоопсихологии в изучении эволюции поведения приматов,
2. знакомство обучающихся со строением скелета, мышечной, нервной и других систем органов современных приматов в сравнении с человеком и палеоприматами, формирование представлений об эволюционной и таксономической изменчивости скелета приматов, мышечной, нервной и других систем органов,
3. формирование представлений о системном подходе к изучению эволюции поведения приматов и человека.


СИСТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ ПРИМАТОВ (к.б.н., с.н.с. С.Б. Боруцкая)

Курс позволяет получить базовые знания основ эволюционной антропологии и их приложений в антропологии. Рассмотрены вопросы систематики, экологии и этологии современных приматов в русле исследования различных аспектов антропосоциогенеза.

Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с основными закономерностями изменчивости фенотипа и разных систем органов современных приматов в связи с экологическими условиями обитания и локомоцией, с основными аспектами поведения современных приматов, принципами экстраполяции особенностей поведения современных видов на этапы приматогенеза и на ранние стадии антропогенеза с предположением экологических условий существования древних приматов.

Задачи дисциплины:
1. подробное знакомство с систематикой приматов, характеристикой различных родов приматов, с основными принципами и подходами в изучении поведения приматов, вкладом зоопсихологии в изучении эволюции поведения приматов;
2. знакомство обучающихся с принципами экологической адаптации приматов и других животных, а также человека;
3. формирование представлений об эволюционной и таксономической изменчивости скелета приматов, мышечной, нервной и других систем органов;
4. формирование представлений о системном подходе к изучению эволюции поведения приматов и человека.


СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (к.б.н., ст. преп. Н.Н. Гончарова)

Курс позволяет получить базовые знания в смежной с антропологией области судебно-медицинской экспертизы, их применение в криминалистических исследованиях. Рассмотрены вопросы организации судебно-медицинского исследования с целью идентификации личности.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности организации процессов судебно-медицинской идентификации, владеть необходимым объемом знаний для самостоятельно выполнения экспертизы.

Задачи дисциплины:
1. получение базовых знаний по судебной антропологии;
2. обобщение всех антропологических методик идентификации в единую систему;
3. умение использовать полученные базовые знания в профессиональной и научной деятельности антрополога.


СРАВНИТЕЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ СКЕЛЕТА МЛЕКОПИТАЮЩИХ (к.б.н., ст. преп. Н.Н. Гончарова)

Курс позволяет получить более полное представление о строении скелета млекопитающих и предполагает не только изучение скелетов разных групп млекопитающих, но и непосредственную работу с костным материалом, анализ сложных случаев идентификации, микроскопические признаки видовых различий человека и животных.

Целью изучения данной дисциплины является ознакомление обучающихся с отличиями костных останков человека от костей животных и критериями определения видовой принадлежности последних.

Задачи дисциплины:
1. получить базовые теоретические знания о строении скелета разных групп млекопитающих и научиться использовать их для определения видовой принадлежности животных;
2. подробно рассмотреть сложные случаи идентификации костных останков;
3. овладеть навыками работы с фрагментарным скелетированным материалом;
4. освоить гистологическую методику работы с микроструктурой костей .


ВОЗРАСТНАЯ И ПОПУЛЯЦИОННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (РАЗДЕЛ АНТРОПОЛОГИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ) (к.б.н., ст. преподаватель Н.Н. Гончарова)

Курс позволяет получить базовые знания основ и их приложений в антропологии народов России и сопредельных стран. Рассмотрены вопросы структурной организации антропологического состава современного населения Северной Евразии.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные понятия, базовые положения, концепции и персоналии североевразийской антропологии, современное состояние и перспективы развития антропологии народов России и сопредельных стран. (середина ХIХ в. – начало ХХI в.).

Задачи дисциплины:
1. знакомство обучающихся с предметом, основными понятиями, базовыми положениями, концепциями и персоналиями, основными терминами, новыми направлениями популяционной антропологии;
2. знакомство обучающихся с материалом – как с населением современным и ископаемым, так и с историей его исследования;
3. формирование представлений об истории антропологического исследования России и сопредельных стран;
4. изучение формирования и эволюции взглядов антропологов, методических приемов и органически-логической связи с исследователями предыдущих лет.


ПРИКЛАДНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (РАЗДЕЛ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ) (к.б.н., с.н.с. С.Н. Зимина)

Курс позволяет получить знания по разработке методических рекомендаций и стандартов для специалистов смежных научно-практических дисциплин. Рассмотрены вопросы формализованной оценки нормальной морфологической изменчивости в медицине, судебно-медицинской экспертизе, производстве предметов индивидуального пользования.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1. основные направлениями практического применения данных о закономерностях морфологической изменчивости,
2. специфику сбора материала для решения прикладных задач,
3. методические подходы к решению прикладных задач

Задачи дисциплины:
1. знакомство обучающихся с возможностями формализованной оценки нормальной морфологической изменчивости в медицине, судебно-медицинской экспертизе, производстве предметов индивидуального пользования;
2. обучение студентов разработке методических рекомендаций и стандартов для специалистов смежных научно-практических дисциплин.


ПРИКЛАДНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (РАЗДЕЛ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ) (д.б.н., проф. Л.В. Бец, к.б.н. доцент И.А. Славолюбова)

Курс позволяет получить знания основ медицинской антропологии, базовые представления о морфофункциональной изменчивости организма человека в норме и патологии. Рассмотрены проблемы выделения групп риска развития различных заболеваний.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные закономерности связей между морфофенотипами, функциональными особенностями и клиническими проявлениями болезней, иметь представление об общебиологических закономерностях реагирования в ходе онтогенетического развития человека.

Задачи дисциплины:
1. знакомство студентов с основами антропологического подхода к важнейшим проблемам медицины: проблеме грани нормы и патологии, возрастной нормы, биологического возраста и конституции, крайних вариантов нормы, как основы выделения контингентов риска в прикладной биологии и медицине;
2. формирование представлений студентов об антропологическом подходе к исследованию медицинских и экологических аспектов конституции и связи конституциональных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям;
3. формирование представлений об индивидуальной, межиндивидуальной и межпопуляционной изменчивости соматического, функционального, биохимического, гормонального статуса у здорового человека (в пространственном и временном аспектах) и при нарушениях гомеостаза.


ИСТОРИЯ АНТРОПОЛОГИИ (д.б.н., проф. В.Ю. Бахолдина)

Курс позволяет обеспечить освоение студентам возможность ознакомиться с основными этапами становления антропологической науки и преподавания антропологии в Московском университете.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить всестороннее представление об исторической динамике науки; об основных этапах развития антропологии; о роли конкретных учёных в становлении науки о человеке.

Задачи дисциплины:
1. формирование у слушателей целостного представления о ранних этапах изучения географического разнообразия человечества;
2. о первых попытках философского осмысления места человека в мире;
3. о начале формирования научных представлений о человеке;
4. о развитии антропологии на Западе и в России.


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНТРОПОЛОГИИ (д.б.н., проф. В.Ю. Бахолдина)

Курс позволяет обеспечить освоение студентам возможность ознакомиться с основными принципами лекционного преподавания и публичного выступления с учетом специфики антропологии как учебной дисциплины.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен сформировать устойчивые представления об основных принципах и подходах к преподаванию в целом и к преподаванию антропологии в частности.

Задачи дисциплины:
1. формирование у слушателей целостного представления о закономерностях коммуникации с аудиторией;
2. структурирования лекционного материала;
3. законах логики и их применении в процессе преподавания;
4. особенностях восприятия, поддержания внимания;
5. правилами построения аргументации.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (к.б.н., ст. преп. Н.Н. Гончарова)

Курс позволяет получить базовые навыки работы со скелетным материалом разной степени сохранности, научиться дифференциальной диагностике костей человека и животных, научиться работе с фрагментарно представленным материалом для получения максимальной информации о нём.

Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности извлечения информации из скелетного материала в случае его некомплектности и плохой сохранности

Задачи дисциплины:
1. привить навыки и сформировать умения работы в полевых условиях;
2. научить определению фрагментов костей, их анатомической и видовой принадлежности;
3. создать представление о форме написания отчетной документации для археологов и судебно-медицинских экспертов.


ЭРГОНОМИКА (к.б.н., ст. преп. Н.Н. Гончарова)

Курс позволяет получить базовые знания основ изучения трудового процесса с точки зрения комфортности предметно-пространственной среды.

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными представлениями об эргономике, обучение специфике сбора материала для решения междисциплинарных задач.

Задачи дисциплины:
1. знакомство обучающихся с предметом, понятийным аппаратом эргономики, методологическими проблемами, спецификой прикладного исследования,
2. обучение студентов применению теоретических положений биологической антропологии в межсистемных прикладных исследованиях;
3. выработка навыков решения прикладных задач.


СПЕЦГЛАВЫ ЭТНОЛОГИИ (к.б.н., ст. преп. Н.Н. Гончарова)

Курс позволяет получить базовые знания по этнографии (этнологии), способы их применения в этнической антропологии, рассматривает взаимосвязь экологических условий и хозяйственно-культурных типов разных народов мира.

Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов с основными закономерностями формирования этнических общностей, а также с современными представлениями о путях культурного развития и взаимовлияния различных этносов и этнических общностей.

Задачи дисциплины:
1. формирование устойчивых представлений об основных пространственных и временных закономерностях развития этносов;
2. ознакомление с методикой и методологией этнографических исследований;
3. формирование представлений о разнообразии современных культур и цивилизаций, их хронологической и географической изменчивостью, преемственностью и взаимовлиянием


СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (к.б.н., доцент И.М. Синева)

Курс позволяет получить более полное представление о комплексных подходах в изучении общей конституции человека. Рассмотрены методы и инструменты изучения морфологических, физиологических и психологических особенностей человека.

Целью изучения данной дисциплины является ознакомление обучающихся с современными инструментальными и теоретическими методами комплексного изучения морфологических, функциональных и психологических характеристик человека, с интегральными аспектами изучения общей конституции человека.

Задачи дисциплины:
1. ознакомление обучающихся с устройством биоимпедансных анализаторов – приборов, определяющих компонентный состав тела человека;
2. ознакомление обучающихся с устройством и областью применения иридоскопа;
3. знакомство обучающихся с программным комплексом «Биовозраст»;
4. знакомство обучающихся с приборами для определения функционального состояния различных систем органов;
5. ознакомление студентов с классическими и современными подходами в психодиагностике личности;
6. формирование у обучающихся представлений о биологических предпосылках эстетического чувства;
7. ознакомление студентов с интегральными аспектами изучения общей конституции человека, с современными исследованиями данного вопроса.

Web page was designed with Mobirise