ОДОНТОЛОГИЯ (к.и.н., н.с. Н.В. Харламова, Центр физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН)
Курс позволяет получить базовые знания о строении зубов, генетической детерминированности одонтологических признаков, их информативности для систематики в антропологии и палеонтологии. Рассмотрены вопросы возможности использования одонтологических признаков в практике судебно-медицинской экспертизы для идентификации личности по скелетированным останкам.
Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с основными законами и представлениями в области морфологии зубочелюстной системы как фундаментального направления исследований в современной физической антропологии.
Задачи дисциплины:
1. знакомство обучающихся с предметом, основными терминами, принципами одонтологии;
2. формирование комплекса представлений о морфологических особенностях зубов как системе закономерностей в областях эмбриогнеза, морфогнеза, филогенеза, патогенеза, нормальной анатомии, расового анализа, этногенеза;
3. ознакомление с природой одонтологических признаков, их территориальных, диахронных и синхронных вариациях;
4. изучение вариантов «архаичных» и «прогрессивных» компонентов в структуре одонтологических типов, представлений о таких основополагающих понятиях как одонтологический тип, редукционные комплексы, мозаичные комбинации, и способах их фиксирования, изучения, диагностики и анализа;
5. формирование представлений о полном одонтологическом анализе материала по макроодонтологическим, микроодонтологическим (одонтоглифическим) характеристикам строения зубной системы человека;
6. формирование представлений об индивидуальной, половой и других типах изменчивости, взаимоотношениях разных морфологических элементов отдельных зубов и закономерностях коррелятивной зависимости размеров и структуры зубов между собой;
7. формирование навыков и приемов исследования ископаемых материалов для изучения разных расовых групп современного населения и выявления дифференцирующих одонтологических маркеров с целью решения ряда этногнетических задач и построения наиболее адекватной одонтологической классификации как одного из результатов отображения антропологического разнообразия;
8. знакомство студентов с основными теоретическими и методическими подходами в обосновании выбора материалов исследования, аргументирования актуальной проблематики, построения соответствующих методологических моделей в данной области.